У ребенка стали все чаще проявляться признаки того, что нынче принято называть кризисом 2-х лет. Почитав статьи по детской психологии, я бы назвала это временем первичного самоопределения, когда ребенок начинает осознавать себя отдельно от родителей и более эмоционально и настойчиво проявлять свои желания. Но если для ребенка это естественный процесс развития, то для родителей подчас испытание нервов на прочность, поэтому я ищу способы помочь себе, а не ребенку, ведь психованная и нерациональная мама вряд ли поможет дитю пройти через эмоционально сложный и возможно даже кризисный период.
Итак, наш "кризис 2-х лет" пока проявляется в следующем:
- не слушается на улице (убегает, падает в снег), делает "на зло" (например, кидает мяч на плиту, хотя прекрасно знает, что этого делать нельзя);
- раскидывает одежду, белье и игрушки по квартире (например, ни с того, ни с сего хватает коробку из-под игрушек, несется в коридор и швыряет её со всего размаху, стаскивает с сушилки одежду и раскидывает);
- иногда не реагирует, когда к ней обращаешься;
- истерит, если не получает желаемого (например, мультики);
- наскакивает и дерет за волосы.
Все вышеперечисленное не столь критично, так как ребенок в основном доброжелателен и легко отвлекается, переключается, если предложить какую-то альтернативу, поэтому, повторюсь, я считаю самым сложным контроль за своими эмоциями при детских истериках.
На сайте Toddler ABC нашла таблицу, в которой перечислено, что в поведении мамы может вызвать у неё чувство вины (желание шлепнуть ребенка, наорать) и как с такими ситуациями бороться. Далее мой вольный и выборочный перевод.
1. Если Вы кричите на ребенка, немедленно понизьте голос, так как крик не помогает. Говорите твердым, спокойным голосом и смотрите ребенку в глаза. Давайте четкие инструкции о том, как нужно себя вести, а не о том, чего не делать ("Стой смирно", "Тише").
2. При желании ударить ребенка важно понимать, что это учит ребенка агрессии. Действия согласно пункту 1.
3. Если Вы не оказываете ребенку достаточно внимания (вот это актуально будет с появлением второго ребенка), начните с малого. Выделите 5 минут в день, в течение которых все Ваше внимание нераздельно посвящено ребенку. Лучше если это будет происходить несколько раз в день, постепенно увеличивайте это время до 10 минут и более.
4. [Это очень-очень спорный пункт] Вместо того, чтобы шлепнуть ребенка, изолируйте его (мой беременный мозг не придумал лучшего перевода, но насколько понимаю, изучив рекомендации зарубежных психологов, речь идет о создании специального места, откуда ребенок сам не выбирается и куда он отправляется на несколько минут, нарушив серьезный запрет. Свое мнение в отношении этого так называемого "тайм-аута" я пока не выработала). Объясните ребенку один раз, почему он отправляется в "изоляцию". Не разговаривайте с ним, избегайте визуального контакта. Если ребенок выбрался, посадите его обратно. Сначала ребенок может подумать, что это игра, но вскоре ему это надоест. Не реагируйте на рев, ребенок должен понять, что с ним не шутят. Выпустите ребенка, когда он успокоится. Для детей 2х - 3х лет достаточно 3-5 минут, но если у ребенка истерика, не забирайте его, пока не успокоится. (Применение тайм-аута наблюдала несколько раз в зарубежных передачах про укрощение строптивых детей, однако, мне эта мера все же не близка).
5. [Лично для нас важный пункт] Проблема - дети не получают равного внимания со стороны родителей. Решение: объясните ребенку, что младшие дети нуждаются в Ваших времени и внимании. Старший ребенок получал их, когда был меньше, теперь очередь младших. В течение дня обязательно уделяйте полное нераздельное внимание старшему ребенку, начните с 5 минут и постепенно увеличивайте. По мере того как старший ребенок начинает чувствовать себя лучше ("более любимым"), вовлекайте его в общие занятия (например, приготовление пищи) и семейные игры.
Все это просто только на словах, поэтому продолжение следует...
Итак, наш "кризис 2-х лет" пока проявляется в следующем:
- не слушается на улице (убегает, падает в снег), делает "на зло" (например, кидает мяч на плиту, хотя прекрасно знает, что этого делать нельзя);
- раскидывает одежду, белье и игрушки по квартире (например, ни с того, ни с сего хватает коробку из-под игрушек, несется в коридор и швыряет её со всего размаху, стаскивает с сушилки одежду и раскидывает);
- иногда не реагирует, когда к ней обращаешься;
- истерит, если не получает желаемого (например, мультики);
- наскакивает и дерет за волосы.
Все вышеперечисленное не столь критично, так как ребенок в основном доброжелателен и легко отвлекается, переключается, если предложить какую-то альтернативу, поэтому, повторюсь, я считаю самым сложным контроль за своими эмоциями при детских истериках.
На сайте Toddler ABC нашла таблицу, в которой перечислено, что в поведении мамы может вызвать у неё чувство вины (желание шлепнуть ребенка, наорать) и как с такими ситуациями бороться. Далее мой вольный и выборочный перевод.
1. Если Вы кричите на ребенка, немедленно понизьте голос, так как крик не помогает. Говорите твердым, спокойным голосом и смотрите ребенку в глаза. Давайте четкие инструкции о том, как нужно себя вести, а не о том, чего не делать ("Стой смирно", "Тише").
2. При желании ударить ребенка важно понимать, что это учит ребенка агрессии. Действия согласно пункту 1.
3. Если Вы не оказываете ребенку достаточно внимания (вот это актуально будет с появлением второго ребенка), начните с малого. Выделите 5 минут в день, в течение которых все Ваше внимание нераздельно посвящено ребенку. Лучше если это будет происходить несколько раз в день, постепенно увеличивайте это время до 10 минут и более.
4. [Это очень-очень спорный пункт] Вместо того, чтобы шлепнуть ребенка, изолируйте его (мой беременный мозг не придумал лучшего перевода, но насколько понимаю, изучив рекомендации зарубежных психологов, речь идет о создании специального места, откуда ребенок сам не выбирается и куда он отправляется на несколько минут, нарушив серьезный запрет. Свое мнение в отношении этого так называемого "тайм-аута" я пока не выработала). Объясните ребенку один раз, почему он отправляется в "изоляцию". Не разговаривайте с ним, избегайте визуального контакта. Если ребенок выбрался, посадите его обратно. Сначала ребенок может подумать, что это игра, но вскоре ему это надоест. Не реагируйте на рев, ребенок должен понять, что с ним не шутят. Выпустите ребенка, когда он успокоится. Для детей 2х - 3х лет достаточно 3-5 минут, но если у ребенка истерика, не забирайте его, пока не успокоится. (Применение тайм-аута наблюдала несколько раз в зарубежных передачах про укрощение строптивых детей, однако, мне эта мера все же не близка).
5. [Лично для нас важный пункт] Проблема - дети не получают равного внимания со стороны родителей. Решение: объясните ребенку, что младшие дети нуждаются в Ваших времени и внимании. Старший ребенок получал их, когда был меньше, теперь очередь младших. В течение дня обязательно уделяйте полное нераздельное внимание старшему ребенку, начните с 5 минут и постепенно увеличивайте. По мере того как старший ребенок начинает чувствовать себя лучше ("более любимым"), вовлекайте его в общие занятия (например, приготовление пищи) и семейные игры.
Все это просто только на словах, поэтому продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий